Состоялась: IX Международная научно-практическая конференция «Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции, инновации»
28-29 ноября 2024 года состоялись праздничные мероприятия посвященные 60-летию музыкального направления факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. В рамках празднования юбилея состоялась: IX Международная научно-практическая конференция «Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции, инновации», в смешанном формате. Такой формат позволил максимально расширить географию участников конференции, представляющих образовательные организации Российской Федерации, а также стран ближнего зарубежья. В конференции приняли участие более 100 научно-педагогических работников, преподавателей общеобразовательных школ, школ искусств, музыкальных школ, аспирантов и студентов. Представители из 30 учебных заведений России и Азиатских стран: КНР, Кыргызстана.
Открыл конференцию ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук Игорь Владимирович Кожанов. С видео-приветствием к участникам конференции, обратились: доктор психологических наук, профессор, ректор университет Кайли Джао Шоуинг, доктор физико-математических наук, профессор, ректор Ошского государственного университета Кудайберди Гапаралиевич Кожобеков. В адрес конференции поступили поздравления от: декана факультета музыкального искусства Московского педагогического государственного университета, профессораП.В. Анисимова; декана Школы музыки и танца Университета Кайли Тан Лисяна и др.
Первый доклад прозвучал от Почетного работника в сфере образования Российской Федерации, члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования, кандидата педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдулина института изящных искусств Московского педагогического государственного университета Марины Степановны Осенневой «Полимодальность как методический инструментарий модернизации современного музыкально-педагогического образования», в котором полимодальность рассматривается как стратегия, повышающая качество музыкально-педагогического образования посредством интеграции вербальных, визуальных, кинестетических и дискретных средств перцепции, а также возможности перевода полиграфических учебных изданий в цифровой формат, усиливающий компетентностную направленность профессиональной подготовки педагога-музыканта, в том числе, в условиях самостоятельной работы обучающихся. Следующий доклад – члена Союза композиторов Российской Федерации, кандидата педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории искусств, советника декана факультета музыкального искусства по методической работе института изящных искусств Московского педагогического государственного университета Борис РомановичИофиса «Обновление уровневой структуры современного отечественного образования в области искусств: опыт проектирования и перспективы для обучающихся». Доклад был посвящен вопросам обновления российской уровневой системы подготовки учителей для предметной области «искусство» в контексте становления национального «образовательного суверенитета». Рассматривались противоречия, порожденные болонской моделью обучения и опыт разработки образовательных программ в новых условиях. Следующий доклад «Развитие творческого потенциала студентов в воспитательном пространстве вуза» Ольги Федоровны Асатрян – Заслуженного работника высшей школы Республики Мордовия, члена Союза композиторов Российской Федерации, кандидата педагогических наук, доцента, декана факультета педагогического и художественного образования, и.о. заведующего кафедрой художественного и музыкального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Доклад был посвящен вопросам развития творческого потенциала студентов в условиях воспитательного пространства педагогического вуза. Рассматривались такие подходы, как: аксиологический, личностно-деятельностный, способностный, развивающий, ресурсный; интегративный, продуктивный, компетентностный, системный, расставляющие акценты на различных сторонах процесса развития творческого потенциала студентов в воспитательном пространстве педагогического вуза. Следующий доклад был посвящен вопросам сохранения традиций и нахождению способов популяризации региональной музыке и выработке стратегии интегрирации региональных музыкальных традиций в музыкально-педагогические программы общеобразовательных школ, профильных средних образовательных учреждений и вузов. С докладом выступил действительный член Международной академии музыкально-педагогического образования, член Союза композиторов СССР, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук Михаил Григорьевич Кондратьев «Проблематика региональной музыкальной науки в музыкально-педагогическом образовании». Следующий спикер – Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, профессор кафедры музыкального воспитания и образования института музыки, театра и хореографии российского государственного педагогического университет им. А.И. Герцена Белла Соломоновна Рачина. Тема доклада «Музыкальная грамотность как смыслообразующий стержень содержания музыкального образования». В докладе были освещены вопросы, которые требуют пристального внимания: более четких критерий и аспектов, обеспечивающих гармоничное сочетание теории и практики музыкального образования, что в конечном счете должно служить смыслообразующим стержнем содержания программ музыкального образования общеобразовательной школы. Завершающий доклад «Этнокультурные доминанты в профессиональной подготовке педагога-музыканта общего музыкального образования в контексте поликультурности» прозвучал от Заслуженного учителя Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства и образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева Людмилы Васильевны Кузнецовой. В докладе были освещены вопросы влияния этнокультурных доминант на формирование профессиональных компетенций педагога-музыканта. Модератор пленарного заседания – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета художественного и музыкального образования Бакшаева Елена Владимировна.
В продолжение пленарного заседания конференции состоялись две открытые лекции: «Актуальные подходы к подготовке обучающихся Китайской Народной Республики в системе современного российского высшего образования» (Иофис Б.М., Осеннева М.С.), «Формирование этнокультурных компетенций будущих учителей музыки и изобразительного искусства в педагогическом университете» (Асатрян О.Ф.).
Программу конференции 29 ноября продолжили секционные заседания: «Традиции и инновации в современном музыкальном образовании», «Традиции и инновации школьного музыкального образования», «Проблемы и перспективы вокальной и дирижерско-хоровой подготовки», «Инновационные направления художественного образования». Было озвучено более восьмидесяти докладов педагогов, аспирантов и студентов Российских и зарубежных вузов, педагогов-практиков школьных и среднеспециальных учебных заведений: Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (г. Москва), Самарского государственного социально-педагогического университета (г. Самара), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (г. Казань), Ставропольского государственного педагогического института (г. Ставрополь), Южно-Российского гуманитарного института (г. Ростов-на-Дону), Ошского государственного университета (г. Ош), средних общеобразовательных школ, школ искусств, профильных средних учебных заведений.
При подведении итогов конференции были обозначены перспективы дальнейшей работы: необходимость плодотворного сотрудничества образовательных и научных центров; интеграция искусства педагогической науки, практики и межкультурного взаимодействия в сфере художественного образования. В адрес конференции поступили многочисленные положительные отзывы, от участников научно-практической конференции за радушный прием и продуктивную работу.
В завершении праздничных мероприятий состоялся юбилейный концерт, состоявший из выпускников музыкально-педагогического факультета (ныне музыкального направления факультета художественного и музыкального образования). Режиссером этого замечательного, яркого, творческого события является Татьяна Геннадьевна Кугаткина (выпускница факультета 2001 г.)